Полезные советы |
 |
Сварка металлоконструкций. Сварочный шов. |
1)Дефекты сварного шва и их устранение. |
a) наплыв б) прожог в) непровар г) трещина д) пористость е) перегрев ж) пережег |
a) Наплывы образуются в результате натекания жидкого металла на кромки
недостаточно прогретого основного металла, чаще всего при сварке горизонтальных швов.
Наплывы срубают и проверяют, нет ли в этом месте непровара.
При газовой сварке подрезы (уменьшение толщины основного металла в месте его перехода к усилению шва)
образуются в результате повышения мощности сварочного пламени, а при электродуговой сварке -
при повышенном токе и напряжении дуги. Подрезы приводят к ослаблению сечения основного металла и
могут стать причиной разрушения сварного соединения, а также вызвать местную концентрацию напряжений
от рабочих нагрузок. Подрезы исправляют подваркой ниточного шва. Правильный выбор режимов предотвратит
образование подрезов.
б) Прожоги (сквозное проплавление основного металла с натеками с обратной стороны свариваемого металла)
возникают при большом зазоре между свариваемыми кромками, недостаточном притуплении кромок, завышенной
мощности сварочного пламени, недостаточной скорости сварки. Прожоги исправляют вырубкой дефектных мест с
последующей их заваркой.
Незаваренные кратеры образуются в результате резкого обрыва пламени в конце сварки. Кратеры уменьшают
рабочее сечение шва, снижают его прочность и могут стать причиной образования трещин. Кратеры исправляют
заваркой с предварительной вырубкой до основного металла.
в) Непровар (местное несплавление основного металла с наплавленным, а также несплавление между собой
слоев шва при многослойной сварке) образуется из-за неправильной подготовки кромок под сварку, недостаточной
мощности сварочного пламени, большой скорости сварки, плохой зачистки кромок перед сваркой от окалины, шлака,
ржавчины и других загрязнений. Непровары, особенно по кромкам и между слоями, самые опасные, так как влияют
на прочность сварочного шва. Участки с непроваром вырубают до основания металла, защищают и заваривают.
Шлаковые включения в сварном шве образуются при плохой зачистке свари ваемого металла и присадочной проволоки,
а также при неправильном выборе режимов сварки. Шлаковые включения ослабляют сечения шва, снижают прочность и
являются зонами концентрации напряжений. Места швов со шлаковыми включениями вырубают и завариваю.
г) Трещины - наиболее опасные дефекты сварных швов. Они могут возникать в сварном шве и в околошовной зоне.
По происхождению делятся на холодные и горячие, по расположению - на поперечные и продольные, по размерам -
на макро- и микроскопические. Трещины в ссварных швах образуются во время и после сварки. Образование трещин
способствует повышенное содержание углерода в наплавленном металле, а также серы, фосфора и водорода.
Холодные трещины возникают при температурах 100-300 град. С в легированных сталях и при нормальных
температурах в углеродистых сталях.
Причины образования трещин следующие: несоблюдение технологии и режимов сварки, неправильное
расположение швов в сварной конструкции, что вызывает высокую онцентрацию напряжений, проводящих к полному
разрушению изделия. Большие напрежения в сварных конструкциях возникают при несоблюдении заданного порядка
наложения швов. Поверхностные трещины в сварных швах вырубают полностью и заваривают. Чтобы во время вырубки
трещина не распространялась дальше по шву, концы ее засверливают.
д) Пористость в сварных швах появляется потому, что газы, растворенные в жидком металле не успевают выйти
наружу до затвердевания поверхности шва. Поры уменьшают механическую прочность шва. Они образуются при плохой
зачистке свариваемых кромок и присадочной проволоки от грязи, ржавчины, масла при повышенном содержании углерода
в основном металле, большой скорости сварки, неправильном выборе сварочного пламени и марки проволоки.
Газовые поры располагаются цепочкой не некотором расстоянии друг от друга или в виде скоплений размером
от сотых долей миллиметра до нескольких миллиметров. Иногда поры выходят на поверхность, образуя свищи.
Поры могут быть внутренние, наружные и сквозные. Участки сварных швов с порами вырубают до основного металла и заваривают.
е) Перегрев металла возникает при большой мощности сварочного пламени и малой скорости сварки.
При этом увеличиваются размеры зерен в металле шва и в околошовной зоне, что снижает механические свойства сварного
соединения, в особенности ударную вязкость. Перегрев металла исправляют последующей термической обработкой.
ж) Пережог металла - наиболее опасный дефект. При пережоге в металле шва образуются окисленные зерна, обладающие
малым взаимным сцеплением из-за наличия на них пленки окислов. Пережженный металл хрупок и не поддается исправлению. Пережог возможен при сварке окислительным сварочным пламенем и плохой защите расплавленного металла сварочной ванны от кислорода и азота воздуха. Участки с пережженным металлом вырубают до основания металла и заваривают.
|
|  | |
|
|