Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
OSTmetal.info -
металл

29.01.09 •   Уральский характер


Архив новостей  

В дни, когда редакция «Златоустовского рабочего» готовилась отметить 100-летие газеты, к нам приходило много разных писем от читателей. Одно из них пришло из Екатеринбурга. В нем рассказывалось об инициаторе и организаторе прокладки вторых трамвайных путей в Златоусте. Пишут его родные. История жизни этого человека выразительно характеризует черты противоречивого советского прошлого…
«…Юрий Викторович Лукин рос и учился в Златоусте. Здесь в 1939 году окончил среднюю школу № 14, поступил в горный институт в Свердловске. А затем был призван в армию. Но началась война, и на семь лет учеба прервалась. Рядовой Лукин в последний год службы стал уже адъютантом заместителя командующего 17-й армии бронетанковыми и механизированными войсками Забайкальского военного округа.
Демобилизовавшись в 1946 году, поступил в Уральский политехнический институт, с дипломом вернулся в Златоуст и 15 августа 1951 года приступил к работе на металлургическом заводе».
Сегодня Юрию Викторовичу уже 87 лет. На метзаводе найти работавших вместе с ним очень трудно. Однако в совете ветеранов о нем по-доброму вспоминал Л. Я. Петров, а в книге истории термокалибровочного цеха есть запись о том, как Лукин открывал построенные бытовки, столовую и красный уголок для рабочих.
Этот цех, куда молодого специалиста зачислили помощником мастера, был спешно построен в 1942 году. Естественно, минимум механизации, никаких удобств. И если уже в декабре 1952 года Лукина назначили начальником ТКЦ, можно полагать, что он проявил себя весьма знающим и умелым производственником.
«…Вместе со своим заместителем А. И. Богдашкиным, начальниками смен и мастерами Лукин занялся техническим перевооружением всех участков цеха. Переведены 18 печей для отжига металла на автоматический режим управления отжигом. Внедрена напольная машина для механизированной загрузки и выгрузки металла из печи. Повысилось качество металла, резко снизился брак, улучшились условия труда рабочих. Цех вышел в передовые.
С декабря 1954 года 13 месяцев подряд ТКЦ был победителем в заводском соревновании».
Неудивительно, что талантливый организатор производства был замечен, и его выдвинули на партийную работу. А он хотел живого, практического дела, просто не мог быть кабинетным работником, отказывался, но… Партийная дисциплина была очень строгой, а он коммунистом стал во время войны. Пришлось подчиниться. Так в декабре 1955 года Лукин стал первым секретарем Сталинского райкома партии.
«На встречах с трудящимися предприятий района рабочие говорили ему, что затрачивают много времени на проезд до работы, так как приходится долго ждать на остановках встречного трамвая. Сократить время на проезд можно только после прокладки второго трамвайного пути от центра города до металлургического района. И Юрий Викторович выступает с инициативой проложить второй трамвайный путь в 1956 году методом народной стройки.
Его поддержали члены бюро райкома, предприятия и организации района. Руководители абразивного завода, завода металлоконструкций, треста «Златоустметаллургстрой», трамвайного управления принимают решение участвовать в народной стройке, выделить необходимые материалы и денежные средства. однако директор метзавода П. П. Менушенков, поддержав инициативу, выделить деньги на строительство отказался.
Тогда Лукин обращается в «Главспецсталь» МЧМ СССР к М. А. Перцеву, бывшему директору «ЗМЗ», за помощью. М. А. Перцев относится к просьбе с пониманием и дает указание П. П. Менушенкову выделить 300 тысяч рублей на стройку из фонда предприятия.
После решения некоторых организационных вопросов начинаются работы по прокладке второго трамвайного пути под руководством Ю. В. Лукина.
Завод металлоконструкций готовит и устанавливает металлические опоры; трамвайное управление протягивает провода; трест «Златоустметаллургстрой» (начальник И. З. Гончар) готовит трамвайное полотно; абразивный завод поставляет шпалы, которые приобрел на другом заводе в обмен на абразивные изделия; трамвайное управление укладывает шпалы и прокладывает рельсы.
В декабре 1956 года открылось трамвайное движение по второму трамвайному пути от центра города до здания Сталинского райкома КПСС (у нынешней проходной завода). 2-й путь до остановки «Кольцо метзавода» проложен позднее.
И все-таки ему хотелось живого дела. Он был производственником, хозяйственником. Через год стал добиваться, чтобы его отпустили на завод».
Неслыханное дело! Первый секретарь райкома отказывается от высокой должности! Такого еще не было… Дорогой для себя ценой Юрий Викторович получил освобождение: на завод на прежнее место его не взяли…
Но, как известно, людей, способных руководить со знанием дела, не так уж много. В обкоме помнили про Лукина и назначили директором Миньярского метизно-металлургического завода. Здесь и развернулись в полной мере его способности.
«Все, к чему он приложил руку, перечислить невозможно», — писала про Ю. В. Лукина, почетного гражданина г. Миньяр, газета «Стальная искра» в день его 80-летия. А сколько нужного, полезного мог бы сделать наш земляк для родного Златоуста! Больно и обидно вспоминать те годы, потому что не одного Лукина, но и других хороших специалистов терял город по разным подобным причинам.
Впоследствии бывший златоустовский металлург Юрий Лукин трудился в Челябинске первым заместителем начальника Южно-Уральского главного территориального управления Госснаба СССР по материально-техническому снабжению предприятий и организаций Челябинской, Курганской и Оренбургской областей, а после выхода на пенсию — в Челябинском облисполкоме.
Сегодня бывший начальник ТКЦ на пенсии, увлечен шахматами, даже участвует в шахматных конкурсах и побеждает. Ведь он из поколения победивших во второй мировой войне.
Очень хотелось узнать подробности, как строился второй трамвайный путь на метзавод. Обратилась в музей трамвайного управления, но там не оказалось никаких материалов об этом. Тогда перелистала подшивку «Златоустовского рабочего» за 1956 год и только в номере от 13.05.1956 г. в заметке «Новостройки Златоуста» прочитала три строчки о том, что «в 1956 году будут построены вторые трамвайные пути город—метзавод и город—вокзал».
Напрасно искала хотя бы небольшую информацию, как шло это строительство… Цензура в те годы была строжайшая, о многом писать не разрешалось. Говорят, второй путь помогали строить военные, а в этом случае тема для журналистов была закрыта. Вот так некоторые события, немаловажные для города, уже через 50 лет оказались почти нигде не записанными, забытыми…
И. ФИЛИППОВА.
Источник:  Mediafm.Tomsk.ru

Архив новостей  


 ГЛАВНАЯ
 КАТАЛОГИ
 ОБМЕН ССЫЛКАМИ
   информационные ресурсы
   строительные компании
 СТАТЬИ
   металлоконструкции
   ковка
 ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
 СПРАВОЧНИК

  Архив новостей